С чего начинается и как проходит маркетинговое исследование?
Для получения объективной картины должны соблюдаться определенные правила и принципы: от разработки самой методологии исследования до обработки и интерпретации данных, соблюдая которые можно получить релевантную информацию. В работе над проектом можно выделить несколько ключевых этапов:
1. Определение целей и задач.
На этом этапе крайне важно точно сформулировать проблему, которая вызвала необходимость проведения исследования. Например, снижение объемов продаж, отток покупателей, появление новых игроков на рынке, планирование выпуска нового товара и т.д. Определение проблемы позволит сформулировать верные цели и задачи, понимание которых необходимо для разработки методологии.
2. Разработка методологии исследования.
В каждом проекте важна разработка индивидуальной методологии проекта, а не использование шаблонных решений. На этом этапе маркетолог-аналитик определяет ключевые параметры исследования — объект исследования, метод сбора данных, объем выборки, инструментарий (анкета, гайд фокус-группы и др.) и т.д.
Четкое понимание целей и задач позволяет разработать оптимальную и наиболее эффективную методологию для конкретного проекта:
— выбрать метод исследования, наиболее эффективный именно для этого проекта: это личный опрос, телефонный опрос или онлайн-исследования;
— просчитать выборку;
— разработать адекватное квотное задание;
— предусмотреть необходимые вопросы-фильтры, чтобы не вовлечь в опрос тех респондентов, которые нерелевантны, и т.д.
3. Сбор данных.
Чтобы получить релевантную информацию на этапе сбора данных особое внимание должно уделяться инструктажам интервьюеров: они должны очень четко следовать инструкциям проведения опроса.
Второй ключевой момент — тщательный контроль качества собранных первичных данных. Сюда входит контроль работы интервьюеров (прозвон респондентов, прослушивание аудиозаписей при опросе на планшетах), полнота заполнения анкеты, контроль на логику и т.д.
В нашей компании внедрен «Стандарт 100»: это значит, что все 100% анкет проверяются на логику заполнения и осуществляется 100% дополнительный прозвон каждой анкеты, чтобы убедиться, что с человеком действительно проводили опрос и делали это по стандартам (для этого уточняется вопрос длительности интервью, задаются отдельные вопросы из анкеты и т.п.)
После контроля собранные данные вводятся в базу (при использовании бумажных анкет) и проходят дополнительный проверку на ошибки ввода. Стоит отметить, что переход от бумажных анкет на планшеты и онлайн-исследования позволяет минимизировать риски некорректного сбора и ввода данных.
4. Анализ собранных данных.
Завершающий этап — обработка и интерпретация данных.
Этому этапу мы уделяем огромное значение, потому что собрать данные и построить таблицы и графики могут многие, а вот найти взаимосвязи, наиболее значимые зависимости, выстроить логику, нащупать «болевые точки» и сформулировать маркетинговые рекомендации для заказчика, – здесь уже необходимо быть очень хорошим аналитиком.
Если к исследованию подходить именно с такой точки зрения, то объективность данных гарантируется правильно выбранной методологией и процессом организации исследования.