Какие проективные методики могут применяться в качественных исследованиях?
Мы уже рассказывали про коллажирование, а сейчас поговорим о методике «Завершение предложения».
Респонденту озвучивается фраза или ситуация и предлагается закончить предложение или придумать окончание истории. С помощью такого подхода можно пройти психологическую защиту человека, помочь ему рассуждать и высказывать свое мнение открыто, непринужденно. В результате можно узнать реальное отношение к предмету исследования, понять, что же на самом деле его радует или огорчает, о чем он мечтает, чего боится, что ценит, а на что не обращает внимания.
Например, респондентам предлагается завершить фразу «Мне кажется, это маркой пользуются люди, которые…». Вот какие ответы давали участники одной из фокус-групп:
- «Знают, чего хотят, счастливые»;
- «Ценят качество, умные, продуктивные»;
- «Любят комфорт»;
- «Умеют считать свои деньги, практичные»;
- «Идут в ногу со временем, современные, в тренде»;
- «Следят за модой и новостями».
Уже только по одному вопросу вырисовывается достаточно интересная картина. А просьба пояснить свой ответ позволяет развить беседу, вызвать обсуждение, вынудить человека задуматься более глубоко, высказать новые инсайты и предпочтения.
Проективные методики — очень эффективный инструмент в качественных исследованиях. Они позволяют получить такие ответы, которые респонденты не дали бы при прямом вопросе.
В каждом проекте (в зависимости от целей и задач) при разработке методологии подбираются те проективные методики, которые позволят получить максимальный результат. Но важно не только «вытащить информацию» (здесь важен профессионализм модератора), но и умение проанализировать и выделить наиболее важные с точки зрения практики результаты (здесь на первый план выходит профессионализм аналитика.