В этой фокус-группе участникам демонстрировались фотоколлажи с различными типами организации магазина, выкладкой товара, декором и т.д. Например, были такие мнения об идеальном формате магазина:
- «Должны быть открытые полки, потому что иногда стесняешься что-то спросить. А с открытыми полками можно самому все взять и посмотреть»
- «Товар не должен размещаться только по периметру, должны быть небольшие островки».
4. Аналитика. Отчет по фокус-группе готовили модератор и маркетолог-аналитик — такой подход позволяет более подробно раскрыть все нюансы. Срок подготовки отчета в среднем занимает 5−10 дней. Для более наглядного результата в отчет мы включался сторителлинг — краткий рассказ в свободной форме о наиболее типичном поведении потенциального клиента, его привычках, образе жизни и т.д.
Далее были сформировали гипотезы, которые проверялись с помощью опроса. Опрашивались мужчины и женщины в возрасте 20−60 лет, не занятые в определенных областях (как и подборе на фокус-группы) и занимающиеся выпечкой дома не реже раз в месяц. В анкете были предусмотрены вопросы касательно поведения, предпочтений кондитерских ингредиентов, инструментов, формата магазина и т.д. Параллельно с опросом проводились анализ рынка, конкурентный анализ.
Результат — что показало исследование
Сергей Тиханович: Я лично присутствовал на фокус-группе, и этот опыт был довольно неожиданным. Когда сидишь в клиентской комнате и через стекло наблюдаешь и слушаешь своих потенциальных покупателей, это дает много новых идей и мыслей. Получается практически реальное знакомство с живыми людьми. Например, участники говорили: «Когда я на кухне, я королева», «Для меня еда — это часть театрального действия», «Нравится, когда хвалят, особенно, когда ты показываешь блюдо такое же красивое, как в интернете».
Мы получили следующую информацию:
1. Мы убедились, что спрос на магазин для «домашнего кондитера» есть. Есть подходящий объем платежеспособного спроса и наличие свободных ниш, неудовлетворенный потребительский спрос.
2. Анализ конкурентов с точки зрения ассортимента, цен, формата торговли, условий продажи и позиционирования и т.д. Например, выяснилось, что ни один из существующих магазинов не обладает сильной позицией на рынке. Только 5,4% респондентов ответили, что знают специализированные магазины для кондитеров. Названия магазинов для кондитерских инструментов и ингредиентов вспомнили еще меньше респондентов.
3. Анализ потребительских предпочтений — цели, частота, регулярность и предпочтительные места совершения покупок, наиболее востребованный ассортимент, предпочитаемый формат магазина, портрет идеального магазина с точки зрения покупателя, портрет целевой аудитории, основные каналы коммуникации.
Часть наших гипотез оправдалась, но, например, неожиданным было то, что покупатели хотели видеть еще и кухонную посуду и аксессуары. Благодаря рассчитанному платежеспособному спросу стало понятно, каким будет средний чек и какой объем реализации каждой из товарных групп.
Также оказалось, что при выборе кондитерских инструментов потенциальные покупатели в последнюю очередь обращают внимание на производителя. Торговая марка ингредиентов не имеет значения, но предыдущий опыт использования, может привести к определенным предпочтениям или отказе от конкретной марки.