Пример.
1. Был период, когда для потребителей более значимым стал фактор цены. Исследование показало, что колбасные изделия покупают реже, снизился объем разовой покупки, потребители стали экономить на продуктах из свинины и говядины, стали чаще покупать курицу. Для поддержания объемов предприятие разработало и запустило линейку из мяса птицы с более доступными ценами. Уровень оборотов по ней был высоким уже с первого месяца. С ростом покупательской способности населения темпы прироста объемов продаж по этой линейке сократились.
2. За последние два года изменилось отношение к акциям и рекламе. Значимость акций и скидок выросла с 3,1 до 3,9 баллов, значимость рекламы — с 2,5 до 2,8 баллов (по 5-ти балльной системе).
3. Выяснилось, что по потребительским предпочтениям основной конкурент — это конкурент Х, и его визитная карточка на рынке — группа «вареные колбасы». Тогда компания провела дополнительный опрос, организовала слепую дегустацию вареной группы конкурента. И выявила его основное преимущество — консистенция колбас, то есть «мясной укус». Что делали далее:
- Доработали консистенцию вареных колбас предприятия
- Приняли ценовую политику по вареной колбасе — цены на 0,10 руб. дешевле конкурента
- Стали использовать продукцию группы в рекламном ролике и на биллбордах
В результате объемы производства по группе вареных колбас выросли за год на 23%. А в последующих волнах мы увидели, что потребительские предпочтения перераспределились в пользу нашего бренда, а у конкурента начали падать.
Восприятие, атрибуты бренда
В анкете часть вопросов предусмотрена для оценки восприятие бренда и его атрибутов. Информация предоставляется в виде таблицы: с какими атрибутами ассоциируется торговая марка, а с какими нет. Отслеживается положительная и отрицательная связь.
Пример. Выяснилось, что в сравнении с конкурентами:
- Бренд имеет сильную положительную связь с атрибутами «Нравится вкус», «Высокое качество», «Привлекательная марка», «Порекомендую больше, чем любую другую»
- Утратил отрицательную связь с атрибутами «Стоит того, чтобы заплатить больше», «Доступная по цене». Это значит, что потребители стали лучше воспринимать стоимость нашей продукции
- С первой волны усилилась отрицательная связь с атрибутом «Сомневаюсь в качестве». Это означает, что бренд ассоциируется с противоположным по смыслу атрибутом.
Указанные атрибуты напрямую связаны между собой — чем больше доверия к качеству продукции, тем более охотно потребитель платит.
Еще один показатель — «Карта жизненного цикла бренда». Она строится на основании показателей «Знание» (учитываются те, кто знает и покупает продукт) и «Связь» (комплексный показатель, обозначает условно лояльное отношение к продукции нашей торговой марки, согласно оценкам респондентов). По ней анализируется положение бренда относительно конкурентов.
Также отслеживается параметр «доступность продукции». Для этого в анкете предусмотрен вопрос, как респондент оценивает простоту нахождения каждой конкретной марки.
Пример. После 2-й и 3-й волн исследований мы выявили невысокую доступность (с точки зрения восприятия потребителей) нашей продукции в некоторых регионах. Тогда мы отдельно изучили их с точки зрения присутствия конкурентов и их позиции. В наиболее перспективных расширили торговую команду. В результате доля полки (доля присутствия марки в торговых точках) сравнялась с долей местного производителя либо стала наибольшей после него. В 4-й волне исследования доступность нашей торговой марки, согласно оценкам респондентов, возросла в большинстве регионов.
Источник: probusiness.io, июнь 2018