Мы движемся к тотальной компьютеризации, роботизации и прочее, но одним из ключевых факторов успешного бизнеса были и остаются люди. И даже если половину людей получится заменить роботами, ситуация сильно не изменится. Так что задачи по улучшению эффективности работы персонала по-прежнему будут приоритетными.
Но подходы к выстраиванию эффективной работы с командой как раз меняются. Сегодня команда – это уже зона ответственности не только HR-менеджера. Во многом акцент сдвигается в сторону маркетинга. Почему? Потому что команда – это практически всегда неотъемлемая часть того продукта, который вы предлагаете потребителю. И прекрасный, разработанный с учетом ожиданий потребителей товар может разбиться о низкое качество сервиса, консультации, продажи.
Как же понять, как обстоит ситуация с лояльностью персонала и какие мероприятия действительно замотивируют сотрудников и улучшат эффективность работы?
Компания Sarmont решает эти задачи с помощью маркетингового исследования «Оценка лояльности команды» по авторской методике. Как маркетологи-аналитики, мы смотрим на компанию с точки зрения маркетинга, а не HR. С такой позиции компания – это товар, а сотрудники – клиенты, которым необходимо предлагать продукт, соответствующий, а в идеале превышающий, их ожидания. Мы изучаем и оцениваем текущую ситуацию (какие есть нереализованные потребности и ожидания) и анализируем, за счет каких действий можно повысить эффективность работы.
КАКИЕ СИТУАЦИИ МОГУТ ГОВОРИТЬ О ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМАХ С ПЕРСОНАЛОМ?
- Компания теряет лучших сотрудников — в результате снижается эффективность работы и значительно растут затраты на обучение новых.
- В компании есть система мотивации, но вложения в нее не приносят отдачи.
- Заработные платы сотрудникам повышают в надежде их замотивировать, но они начинают работать хуже.
- В компании высокая текучесть кадров.
- Нет уверенности, что основной состав сотрудников, на обучение и адаптацию которых потрачены значительные средства, хотят работать в компании ближайшие 3-5 лет.
- Руководство компании не понимает, что еще нужно сотрудникам, чтобы они результативно работали.
Наблюдая одну или несколько подобных ситуаций в работе компании, есть смысл подумать о комплексном маркетинговом исследовании персонала.
ПОЧЕМУ?
Во-первых, мы используем инструменты маркетинговых исследований, помогающие выявлять глубинные мотивы и предпочтения персонала, понимать их ценности, ожидания, степень удовлетворенности.
Во-вторых, даже анонимные внутренние тесты в компании не показывают объективную ситуацию. У сотрудников всегда будут опасения – лишиться бонусов, испортить отношения с руководством, потерять работу.
>>НАПРИМЕР.
По результатам исследования мы получили очень низкую оценку параметра «Корпоративное обучение». Сотрудники отмечали, что это пустая трата времени и денег компании, потому что информация никак не помогает в работе. И говорили о том, что для них будут полезны совсем другие темы и форматы. При этом после каждого тренинга проводилось анкетирование, где получались хорошие оценки (частый мотив — «зачем портить статистику внутреннему тренеру, ему что сказали, то он нам и рассказывает»). Имея такие данные, компания смогла перестроить систему обучения с учетом потребностей и ожиданий персонала. Увеличив тем самым не только эффективность инвестиций в обучение, но и повысив лояльность персонала.
В компании соцпакет несколько лет включал медицинскую страховку. По итогам опроса более 70% сотрудников отметили, что не пользуются такой страховкой по ряду причин и расценивают это «пустой тратой денег». Анализ ситуации помог выработать эффективные решения по изменению социального пакета и повысить удовлетворенность персонала.
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРОЕКТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕРСОНАЛА:
- Анализ действующей системы управления персоналом.
- Глубинные интервью с руководством и ключевыми сотрудниками компании.
- Серии опросов методом личного интервью с персоналом.
- Онлайн-опрос персонала по специальной методологии.
- Анализ полученных данных и разработку рекомендаций.
Исследование персонала в зависимости от целей и проблемных зон компании может включать в себя все или некоторые блоки.
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛУЧИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО АВТОРСКОЙ МЕТОДИКЕ SARMONT:
>> ЭФФЕКТИВНОСТЬ
- Как и за счет чего удерживать наиболее ценных сотрудников.
- Где ключевые проблемные зоны компании с точки зрения персонала и как эти зоны оптимизировать.
- Какие есть преимущества и недостатки в работе, которые отмечают сотрудники компании.
- Какие есть пути оптимизации бизнес-процессов.
- Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом.
>> МОТИВАЦИЯ
- Какая система мотивации персонала компании будет эффективна.
- Какие ключевые мотивационные факторы для разных групп сотрудников целесообразно применять.
- Какой социальный пакет представляет ценность для персонала.
- Как не просто тратить бюджет на корпоративные мероприятия, а тратить его эффективно.
>> ЛОЯЛЬНОСТЬ
- Как сотрудники относятся к работе в компании.
- Как персонал оценивает компанию как работодателя.
- Насколько персонал лоялен к компании, как и за счет чего можно улучшить ситуацию.
В результате комплексного консалтингового проекта «Оценка лояльности персонала» по авторской методике Sarmont Топ-менеджмент компании понимает реальную картину «настроения» сотрудников, видит «болевые точки» и зоны роста, эффективно управляет ситуацией и принимает своевременные решения.