Что такое глубинное интервью и когда его нужно применять?
Глубинные интервью – метод качественных маркетинговых исследований, проводящийся в формате неформальной личной беседы с представителем целевой аудитории. Беседа проводится профессиональным модератором по специально разработанному сценарию и сопровождается аудиозаписью разговора. Цель интервью — выяснить и понять предпочтения человека, его глубинные мотивы, наработать гипотезы для количественного исследования.
Отличие глубинного интервью от фокус-группы — количество участников. В большинстве случаев модератор беседует с одним респондентом, и только изредка это может быть два человека, если того требуют условия исследования (например, муж и жена отвечают совместно на вопросы о семейных вкладах или кредитах в банке).
Глубинные интервью востребованы там, где нельзя получить данные с помощью фокус-группы (когда обсуждение в кругу других людей будет вызывать у респондента стеснение или ощущение небезопасности):
- Исследование деликатных тем (финансы, здоровье и т.д.) — это все, что касается финансовых вопросов, личных привычек, здоровья, проблем, которые респондентам неудобно, неловко или небезопасно обсуждать в присутствии чужих людей. Например, при исследовании банковских продуктов – кредитов или займов, часто более доверительно можно поговорить с людьми наедине. Вопросы, касаемо семейного бюджета как вариант, более эффективно задавать сразу мужу и жене. Ответы одного могут дополнять ответы второго, можно выявить более глубокие мысли и предпочтения.
- Изучение сложнодостижимой аудитории (политики, бизнесмены и т.д.) — если вы продаете машины премиум-класса, дорогое загородное жилье, ваши клиенты владельцы бизнеса или медийные люди, то собрать фокус-группу будет проблематично. Вряд ли владелец автомобиля премиум-класса согласится прийти на дискуссию. Гораздо больше вероятность договориться с такой аудиторией на личную беседу.
- Изучение узкоспециальных тем (научные сотрудники, узкие специалисты в различных областях), специфических продуктов или услуг (медицинские услуги, фармацевтические препараты и т.д.). Если вы хотите исследовать темы в области медицинских препаратов и услуг, пластической хирургии, косметология и т.д, то и в этих случаях «глубинки» дадут хороший результат.
Глубинные интервью эффективно применять для решения таких задач как:
— Выявление наиболее значимых для потребителя свойства товара;
— Изучение глубинных мотивов выбора;
— Оценка имиджа торговой марки;
— Тестирование концепцию нового продукта, рекламных материалов или дизайна упаковки;
— Наработка гипотез для количественного исследования.
Глубинное интервью позволяет более детально изучить особенности потребительского поведения и выявить скрытые мотивы выбора товара, понять предпочтения клиентов, их опыт использования конкретного товара, выявить наличие барьеров совершения покупки.
Важно понимать, что глубинное интервью требует профессионального подхода и тщательной подготовки на всех этапах проведения — составление топ-гайда, рекрут респондентов, модерирование, анализ результатов и подготовка рекомендаций. Только в этом случае можно получить действительно важную и полезную информацию о потребителе — понять, что вашим клиентам нравится больше, что не нравится совсем, увидеть новые для себя направления развития, принять определенные маркетинговые решения, скорректировать свои действия на рынке и выстраивать работу еще более эффективно.