Дарья, группа компаний SARMONT специализируется на маркетинговой аналитике — исследованиях, стратегиях, продвижении. Что на ваш взгляд подразумевает «коучинг» и можно ли в маркетинге использовать данный термин?
Коучинг — это разновидность консультирования, которое заключается в совместной работе тренера (коуча) и клиента по поиску методов улучшения личного или профессионального роста. Коуч не даёт советы и готовые рецепты своим клиентам, не поучает, не оценивает и ничего не навязывает. Ключевое отличие от обычного консультирования — коуч помогает клиенту самому найти решения проблемы, задавая правильные вопросы. Если отталкиваться от данной трактовки коучинга, то, конечно, можно говорить о том, что маркетинг-коучинг имеет право на жизнь.
А будет ли востребован такой подход со стороны бизнеса? Ведь гораздо проще просто нанять компанию-консультанта, которая придет и решит все проблемы?
Если кто-то думает, что можно заплатить консультанту деньги и все резко изменится в лучшую сторону — это заблуждение. Без активного вовлечения собственника и топ-менеджмента можно решить проблемы, которые находятся на поверхности: например, протестировать на потребителях дизайн упаковки и разработать рекомендации, как повысить ее продающую функцию. Но если речь идет о том, чтобы помочь компании системно и грамотно двигаться вперед, опережая конкурентов, выводя на рынок новые продукты, формировать лояльность покупателей к своей компании и к своему продукту, осваивать перспективные ниши и новые рынки сбыта; добиваться поставленных целей, — здесь уже командная работа кпиент-консультант/коуч.
При этом есть разница в том, как выстраивается работа консультанта в отличие от работы коуча. Консультант совместно с собственником определяет цели и задачи проектов, а дальше — самостоятельно работает над поиском лучших решений, и разрабатывает рекомендации, которым целесообразно следовать, чтобы добиться поставленных целей. Маркетинг-коуч делает так, чтобы собственник самостоятельно пришел к правильному решению. И тот, и другой подход эффективен. Все зависит от личности собственника, специфики и размера бизнеса, подхода к управлению компанией.
Какие компании могут выбрать маркетинг-коучинг как альтернативу классическому консультированию?
Исходя из нашей практики, крупный бизнес в большей степени ориентирован на работу по принципу классического консалтинга: собственник ставит цели, но при этом не определяет методы их достижения. Это прерогатива специалистов. Решения принимаются на базе уже подготовленной информации и выработанных рекомендаций.
Если мы говорим про малый и средний бизнес, то здесь вовлеченность собственника в бизнес-процессы очень высока. Как правило, такие бизнесы очень активно растут в первые годы работы именно за счет харизмы и амбициозных целей собственника, которые ориентированы на большую игру. И в таком режиме, ориентируясь на интуицию, некоторые компании работают 3-5 лет, 10-20 лет и более. Сигналом к тому, что надо что-то менять, служит «потолок», в который рано или поздно упираются многие компании. И если с ними начинать работать по принципу консультант-клиент, всегда есть риск того, что собственник не примет к действию рекомендации консультанта, какими бы эффективными они не были. Причина проста — это не он сам выработал данное решение. Именно с такой категорией собственников коучинг является наиболее приемлемой формой сотрудничества.
Чем определяется профессионализм коуча или консультанта, которые смогут действительно помочь развитию компании?
Реальными результатами и личной историей успеха. Все остальное — «красивая упаковка».
Источник: OnAir. Октябрь 2016
‹ Все записи блогаОценка лояльности команды и исследование имиджа компании-работодателя
Семинары и тренинги по маркетингу и продажам для топ-менеджеров и отдельных подразделений компании.
Проведение всех видов маркетинговых исследований. Вы можете заказать комплексное маркетинговое исследование, так и отдельные этапы работ.
Построен на Авторской методике SARMONT®: Искренний маркетинг. Самоидентичность&Попадание в ожидания Клиента
Тел.: +375 29 505-49-29
Адрес: г. Минск,
БЦ «Виктория Олимп»,
пр-т Победителей, 103-1414
E-mail:consult@sarmont.by