20 апреля в Москве прошла 3-я ежегодная выставка RESEARCH-EXPO 2018 — единственная в России выставка решений, методик и технологий для маркетинговых исследований. О ключевых тенденциях отрасли, обсуждаемых во время конференции и новых технологиях, представленных на выставке, рассказала Дарья Сармонт, эксперт-практик в области маркетинговых исследований, учредитель Группы компаний Sarmont.
UX-исследования или тестируем все!
User Experience (UХ), тестирование юзабилити – один из ярко выраженных трендов в маркетинговых исследований. Девиз эффективного маркетинга сегодня – «Удобно — значит эффективно». Огромный массив технологических решений и программных продуктов, с которыми каждый из нас взаимодействует практически ежеминутно, вызывает необходимость тестировать все, с чем соприкасается потребитель – интернет-магазины, сайты, мобильные приложения, интернет-банкинг, онлайн-каталоги, онлайн-чаты, сервисы онлайн-оплат, заказ билетов в интернете и так далее. Для маркетолога уже недостаточно тестирования, которое проводят разработчики программ, сайтов. Приоритетным становится изучение и тестирование «пользовательского опыта» именно с точки зрения маркетинга.
Юзабилити-тесты позволяют выявить проблемные, по мнению потребителя, зоны, понять частоту возникновения таких проблем, проранжировать их (понять, какая ситуация «катастрофа», какая «небольшое неудобство» и т.д.) и найти такие пути решения, которые помогут сделать продукт или услугу максимально удобными и соответствующими ожиданиям потребителя.
На конференции приводился показательный кейс. В банке заметили значительное увеличение жалоб посетителей на очереди в час пик. Видимой и понятной причины обнаружить не удалось, было решено провести юзабилити-тест программного обеспечения для операционистов. В результате были выявлены несколько кнопок, которые не вызывали у операциониста проблем при спокойной работе. Но при уменьшении времени на тестирование (то есть при моделировании условий большого потока посетителей) операционисты начинали «промахиваться» при выборе одной из вкладок на экране, что вынуждало вернуться на пару шагов назад и увеличивало время обслуживания. При этом никто из операционистов при опросе не отмечал подобную проблему, так как каждый списывал это на собственную невнимательность. Простое увеличение размера вкладки в программе позволило снизить количество ошибок, решить проблему очередей и недовольства клиентов.
Поэтому в ближайшее время будут набирать обороты юзабилити-тесты не только тех программных продуктов, с которыми потребитель соприкасается непосредственно во время customer journey, но и те, где он задействован косвенно. Потому что конкуренция вещь упрямая – если вы не создадите клиенту максимально подходящие ему условия, он найдет их у конкурента.